понедельник, 25 августа 2008 г.

Трио Сергея Жилина - Чайковский In Jazz. Времена года (P. Tchaikovsky In Jazz. Seasons) (2005)


Artist - Трио Сергея Жилина
Album - Чайковский In Jazz. Времена года
Genre - Jazz
Label - Мелодия MEL CD 10 00988
Year - 2005
Quality - MP3@320kb/s
Size: 70 + 40 mb
Total time - 48:08

Первая студийная работа трио Сергея Жилина, в которую вошло семь пьес из одноименного цикла П.И. Чайковского в авторской обработке Юрия Маркина и аранжировке для трио Сергея Жилина (Сергей Жилин - ф-но, Дмитрий Косинский - бас, Бодек Янке - ударные). Программа "Чайковский In Jazz. Времена года" показала, что идея jazzing'а - "джазирования" классики - не только не умерла, но и способна рождать порой совершенно жизнеспособные результаты. Вместо характерных для исполнительского стиля Сергея Жилина звуковой "ударности", фактурной размашистости (иногда в ущерб важным музыкальным деталям) - возникает интерес к фразировке, тембру, к стилевым особенностям исполняемой музыки. Интересно следить за тем, как пьесы из "Времен года", написанные в последней трети XIX века, принимают в себя стили последующих эпох - джазовые и не джазовые - вплоть до современной поп- и рок-музыки.

Track list / Содержание:

1. Декабрь
2. У камелька
3. Баркарола
4. Осенняя песнь
5. Подснежник
6. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
7. На тройке

Total time - 48:08

Запись/Rec 2005

№№1-6 - обработка Ю.Маркина, аранжировка для трио Сергея Жилина - обработка Ю.Маркина, аранжировка для трио Сергея Жилина и Дмитрия Косинского

Продолжение текста / More text
Стиль небоскрёбов

Такой зрительный образ возникает от игры пианиста, композитора и аранжировщика Сергея Жилина и руководимого им трио. Нечто грандиозное, высотное, многоэтажное, когда нужно задирать голову, чтобы увидеть, что там наверху. Конечно, «небоскреб», прежде всего, вызывает ассоциации с Америкой, но ведь джаз-то и пришел к нам оттуда. Правда, сейчас и Москва быстро стала расти ввысь, тоже стремясь стать «небоскребной». Вот и строительство района «Москва-Сити» тоже уже не за горами. Сергей - мастер изобретательнейших фактур и богатый колорист, умело пользующийся как контрастами темпов (от медленного и до быстрейшего), так и звуковой нюансировкой (от фортиссимо, до пианиссимо).

Но главное, пожалуй, не в технике, а в том, что музыкант, имея в своем репертуаре множество произведений джазовой классики, так называемых «стандартов», сделал решительный и смелый шаг в сторону, обратился к отечественной музыке и убедительно показал, что она скрывает в себе неограниченные возможности для нового, современного прочтения.В то время как большинство его коллег плетутся вслед за американцами («Ну, что они там еще нового придумают, чтобы начать им подражать?»), Сергей вступил на новую плодородную землю.

Невольно возникла ассоциация с одним уже далеким событием, никак не связанным с музыкой. В конце 50-х в Америке шли секретные разработки по созданию атомной бомбы и эти работы были закодированы названием «Манхэттэн-проект». Трудилось над сложной задачей много выдающихся ученых, а руководил всем армейский генерал Гровс. Так вот, когда физику Энрико Ферми, наконец, удалось расщепить атомное ядро, то он послал генералу телеграмму следующего содержания: «Итальянский мореплаватель высадился в Новом Свете».

И наш Сергей тоже может послать подобную телеграмму: «Русский мореплаватель высадился на «Новой Земле». Кстати, там проводились наши ядерные испытания! Только вот неизвестно, кому такую телеграмму посылать. Может, в Министерство Культуры, чтобы обратили внимание на из ряда вон выходящее событие - рождение настоящего русского джаза, подобно расщеплению ядерного ядра - освобождена гигантская энергия!

Автор этих строк по окончании концерта, состоявшегося 20 октября сего года в зале им. П.И. Чайковского с указанной русской программой, пришел к выводу, что Сергей Жилин достоин, ни больше, ни меньше, как Государственной премии России! Жаль, что мое мнение пока лишь «глас вопиющего в пустыне». Но будем надеяться, что глас сей будет услышан, и справедливость восторжествует.

Юрий Маркин, композитор, член СК России


Джазовые музыканты играют Чайковского

Еще недавно представить, что с детства знакомые композиции Петра Ильича Чайковского могут зазвучать совсем по-другому, было практически невозможно. Но вот в минувшие выходные на музыкальную сцену Москвы вышел известный джазовый исполнитель, заслуженный артист России Сергей Жилин со своим "Трио", и предложил довольно неожиданную аранжировку классика. В программу "Чайковский in jazz" вошли восемь пьес знаменитого цикла "Времена года" и "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик".

"Идею предложил мой учитель, Юрий Маркин, - признался Жилин корреспонденту Страны.Ru. - Именно он отобрал композиции, наиболее гармонично сочетающиеся с джазовыми ритмами, и сделал первую обработку пьес". Программу открывает мелодичный "Декабрь", начало произведения остается без изменений, но вскоре на смену мягкой музыке приходят ритмичные аккорды и соло ударных. Незаметно композиция переходит в следующую - "Январь", темп которого композитор ускоряет, добавляя цепочки арпеджио и гамм. Одна из особенностей программы в том, что несколько произведений цикла в переплетении джазовых вариаций исполняются без остановки, и только опытный слушатель сможет безошибочно определить переход к новой композиции. "Март" же остается в программе практически без обработки. Почему? "Для меня, - говорит Жилин, "Март" - своеобразный переломный момент в программе, композиция, на которой я одновременно отдыхаю и заряжаюсь импульсом к дальнейшей импровизации". Самым удивительным, по мнению музыканта, в новой версии оказался "Вальс цветов", джазовая обработка которого буквально раскрыла незамеченные ранее настроения музыки. Соединение разных стилей игры придало композиции задор и даже ироничность.

Несмотря на то, что джазовые аранжировки классической музыки стали известны еще с 30-х годов прошлого века, когда оркестр Бенни Гудмана представил программу Bach goes to town, привычные "Времена года" для многих оказались открытием. "Трио Сергея Жилина", специально созданное для программы "Чайковский in jazz", впервые опробовало их еще весной 2005 года, и о неожиданном джазовом прочтении классических произведений Чайковского публика заговорила как о рождении нового стиля под названием "русский джаз".

"Музыка была принята публикой, и нам, конечно, захотелось развивать проект, - признается музыкант. - Моими любимыми композиторами всегда были Ференц Лист и Сергей Рахманинов, поэтому я надеюсь продолжить проект обработкой их произведений". Не менее интересной представляется для коллектива и работа с "Картинками с выставки" Мусоргского". Не исключено, что в скором времени она предстанет на суд публики в новом прочтении.

Мария Шаипова

Ссылки/Links (no pass):
Часть 1 / Part 1
Часть 2 / Part 2

Комментариев нет: